«Алмазный огранщик», Майкл Роуч
Уже давно и много слышала об «Алмазном огранщике», но, как это часто бывает, всё никак не доходили руки. Недавно, наконец, она попалась мне на глаза в книжном магазине, и я её купила.
Очень интересная и неординарная книга.
Можно сказать, практическое руководство к применению буддийской философии об устройстве жизни в системе управления бизнесом. Казалось бы, два совершенно несовместимых понятия. Однако автор очень подробно описывает самую тесную взаимосвязь.
Это действительно расширяет рамки восприятия жизни. Причинно-следственная связь – вот основа всего происходящего. Карма, ментальные отпечатки, или ментальные семена – наверняка вы слышали эти выражения.
И уж точно вы знаете поговорку «Что посеешь – то и пожнёшь».
О чём книга
Автор книги – Майкл Роуч, буддийский монах, первый американец, получивший степень Геше (Доктор философских наук) после 20 лет, проведённых в тибетском монастыре. В этой книге он рассказывает о том, как можно достичь процветания не только душевного, но и материального, пользуясь лишь буддийскими знаниями об устройстве мира.
Он подробно описывает, как шаг за шагом, он добивался успеха в бизнесе по огранке алмазов в Нью-Йорке. Не имея ни денег, ни связей, ни опыта бизнесмена, он начинает свой бизнес с кредита в 50 тысяч долларов и трёх сотрудников. Спустя семнадцать лет его работы в этой компании, её годовой оборот превысил 100 миллионов долларов в год.
Майкл делится своими знаниями и опытом в том, как преуспеть в любом бизнесе, в условиях конкуренции и стремительной динамики нашей современной жизни.
Он опирается на древнюю книгу буддийской мудрости, называемую «Алмазный огранщик». Она-то и послужила названием его книги.
Автор описывает, как, следуя логическим правилам и практикам, мы тоже можем изменять свои убеждения, ход мыслей, и, как следствие – свою жизнь.
Пустота
Начинает он с того, что в мире нет негативных или позитивных вещей и событий. Все они сами по себе нейтральны, или, как говорят буддисты – «пусты». Однако не следует путать эту «пустоту» с «отсутствием смысла» или «ничем».
«Пустота» означает только то, что хорошие или плохие вещи, которые с нами происходят, не содержат внутри себя качества плохих или хороших.»
Если взять любое событие или происшествие – то оно всегда будет на руку одним людям, но во вред другим. То есть, смотря с какой стороны на него посмотреть. Само же по себе оно является нейтральным, пустым.
Возьмём к примеру, падение цен на недвижимость в результате финансового кризиса 2007 года. При продаже этого имущества, его владельцы остались в убытке, ведь продали они его за меньшую сумму, чем купили в своё время. А вот покупатели – в выгодном положении. Им эта недвижимость досталась по низкой цене. И со временем, по мере выхода из кризиса, она будет только расти. То есть для одних людей падение цен оказалось злом, а для других – благом.
Но сам по себе кризис и падение цен — нейтральны, пусты.
Это же касается и денег. Буддийская мудрость не осуждает деньги и их зарабатывание. Ведь сами по себе деньги не зло. Сами по себе они – нейтральны, пусты. Всё зависит от человека, и его отношения к деньгам.
Ментальные семена
А что же заставляет нас считать такие нейтральные или пустые вещи хорошими или плохими?
Ответ: ментальные отпечатки, или ментальные семена.
С точки зрения буддистов, мы устроены так, что всё происходящее с нами ежесекундно запечатлевается в нашем сознании.
«Представьте, что сознание – это очень чувствительный пластилин. Всякий раз, когда он соприкасается с чем-нибудь, этот объект оставляет на нём свой отпечаток.»
Эти отпечатки – и есть ментальные семена, которые мы сажаем каждую минуту и каждую секунду своей жизни. В книге говорится о том, что каждую секунду наше сознание запечатлевает 65 ментальных отпечатков!
То есть в каждый момент своей жизни мы творим своё будущее.
«Наш ум подобен чувствительной плёнке; что бы ни предстало перед ней, особенно то плохое или хорошее, что мы делаем другим, всё оставляет на ней оттиск или отпечаток (а в уме – впечатление); след голубиных лапок или волчьих когтей на свежем снегу, след, остающийся потом надолго.»
Сила этих отпечатков зависит от эмоций, которые мы испытывали в момент их отпечатывания, глубины понимания того, что мы делаем. Она зависит от степени нашей ответственности за содеянное. А ещё она зависит от личных качеств человека, по отношению к которому совершено это действие.
То есть, если человек испытывал сильную нужду, а вы помогли ему, или он помог вам в прошлом либо он обладает выдающимися личностными качествами – то эти отпечатки будут гораздо сильнее.
Созревание семян
Как сказано выше, любое событие, происходящее с нами, само по себе нейтрально, пусто. То, как мы видим это событие – приятным или неприятным – происходит не из самого события, а из нас самих.
После того как ментальные отпечатки откладываются в нашем посознании, они остаются там на годы и десятилетия. Как семена в природе, они продолжают расти и созревать в нашем сознании. И их рост экспоненциален.
И когда-нибудь они проявятся в нашей жизни, но уже в многократно усилившемся объёме. Будь то плохие семена, или хорошие – они созреют и вернутся в нашу жизнь.
Майкл приводит в пример вес жёлудя и вес дуба, выросшего из него – это тонна древесины на грамм семени!
Таким образом, даже самые легкомысленные и незначительные наши действия каждую секунду засевают наше подсознание такими желудями. А те, в свою очередь, к моменту созревания могут вырасти в огромные дубовые леса наших переживаний в будущем!
Надеюсь, к этому моменту я вас уже достаточно заинтриговала и пробудила желание прочитать эту книгу самим.
Знаю, у вас уже возникла куча вопросов по поводу этих ментальных семян. Все ответы вы найдёте в книге.
Помимо подробного описания ментальных семян и того, как и когда они проявляются, книга предлагает и ещё кое-что интересное. В ней приведены 46 разных бизнес-проблем, которые могут возникнуть у любого бизнесмена или сотрудника.
Автор книги предлагает их решение, используя буддийскую мудрость из книги «Алмазный Огранщик».
Кроме того, он предлагает систему самоконтроля для опробования этой буддийской теории о ментальных семенах. Она называется «Шестиразовая книжка».
Ну и ,наконец, в этой книге есть ещё несколько практик. Все они очень интересны, хотя и нелегки в выполнении.
Для кого эта книга
Мне кажется, книга будет полезна всем, кому интересно саморазвитие. В особенности тем, кто занимается практиками осознанности и медитации. Здесь вы найдёте новые интересные практики, а также почву для размышления.
Книга может заинтересовать всех, кто когда-либо задумывался об устройстве мира. О том, как и почему с нами происходит то, что происходит.
На мой взгляд, эта книга не столько о буддийской философии, сколько о жизни вообще и нашему отношению друг к другу.
Заключение
Эта книга – отличный повод вспомнить о недавних событиях в жизни и задуматься: а какое моё поведение в прошлом могло привести к таким последствиям?
Это повод подумать о том, какие действия мы совершаем каждый день не задумываясь. Поразмышлять о своих мыслях, которые возникают в голове автоматически в ответ на то или иное событие. Сделать вывод, а каких всё-таки больше – плохих или хороших?
Читать рекомендую однозначно и всем. Каждый совершенно точно вынесет для себя какие-то выводы и новые понимания, которые могут повлиять на будущее.
Ну и, как всегда, предложу вам ссылки, по которым можно приобрести эту книгу, если она вам интересна:
PS. Возможно, вас также заинтересуют мои обзоры на следующие книги:
«Мечтать не вредно», Барбара Шер
«Монах, который продал свой феррари», Робин Шарма